ПРИБОРЫ СВОИМИ РУКАМИ

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Всем привет.
не знаю,в соответствующем ли разделе открыл тему,
но речь пойдёт о приборах,которые могут быть полезны и монтажникам и ремонтникам.
приспособления,приборы,различные "примочки"..итд итп..
в узко специфической области..для диагностики и тестирования плат автоматики различных фирм производителей
А если таковых приборов нет в природе готовых или они слишком дороги для приобретения,
для ремонта плат автоматики, для тестирования работы блока автоматики,
предлагаю изготовить их своими руками.
если монтажник,имеет при себе подобный "джентельменский набор"
не в лабораторных условиях,где всё рядом, а например ,"на выселках",
это значительно может ему облегчить работу ,чтобы правильно поставить диагноз неисправности...
кто чем пользуется?
Лично Я когда попал в эту тему, первое,с чего Я начал,это сделал приспособления и инструменты,позволяющие мне быстро диагностировать
неисправные платы блоков автоматики,
постараюсь в этой теме выложить свои наработки,возможно кому то это облегчит жизнь..)) (быстро не получится,потому,как надо иллюстрации ,картинки...всё это требует времени)
в общем речь пойдёт о том,что помогает в работе..

например,последние разы я сталкивался с тем,что подключив к блоку питания плату автоматики на рабочем столе,мне необходимо имитировать все датчики ,концевики, и все устройства на входе и на выходе,
и если привод рассчитан для двигателя на 220 в, проверить все цепи коммутации,реле,и при этом,не подвергнуть себя опасности,попасть под большое напряжение.
если не подключить к плате целый перечень всей этой "перифирии " трудно будет оценить,правильно ли она работает ? в противном случае, плата просто откажется запускаться,
для этого я приготовил ряд приспособлений из подручных материалов и деталей, которые оказались под рукой и в итоге мне все эти "штучки"очень сильно помогли..

ну например, необходимо подключить "энкодер"
что это такое ,и как я его ремонтировал ,я подробно описал тут:
https://www.vorotaforum.ru/forum123/thread1331-13.html
(сообщение 123)
а как быть,если надо проверить плату,и она требует подключение этого самого "энкодера"? где его взять и чем заменить?(если мотора с "энкодером" нет рядом, он остался ТАМ на объекте.где смонтирован и
все силовые элементы и датчики находятся там же на объекте,
а тебе принесли "голую" плату.и кратко описали ,симптомы её "болезни"

приходится делать эти приборы самому,под себя под свои нужды,
вот об этом я хотел поговорить в этой теме, где каждый желающий ,если захочет, тоже может внести свою лепту в общее дело.
 

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
И так, первое,и самое необходимое,это трансформатор питания,
я нашёл у себя какой то трансформатор,от видеомагнитофона, валявшийся в кладовке, померил напряжения его обмоток,
оказалось что у него их несколько, основная (первичка) сетевая на 220 в, и( вторичка) 12 в и ещё одна 12в и одна на 4 в
но нагрузку в 1А потянет каждая,судя по толщине обмоточного провода,
нашёл разъёмы,которые подходили бы к ответной части на плате блока автоматики электроприводов CAME
и вот получился такой источник питания, который можно применять практически для всех видов плат,которые мне доводилось ремонтировать, управляющие моторами на 220 и на 24 в.
естественно питание моторов от этого трансформатора не предусматривалось, мощность маловата, да этого и не требуется,
вместо обмоток моторов я подключаю светодиодные индикаторы, тоже сделанные мной ,как эквивалент, того что должно подключаться к выходу этих плат,одновременно индицируя направление вращения (но об этих индикаторах,чуть позже.
а пока картинки блока питания,который я применяю.
 

Вложения

  • Трансформатор.gif
    Трансформатор.gif
    21.6 KB · Просмотры: 74
  • TR.jpg
    TR.jpg
    127 KB · Просмотры: 70

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
.... коли захочет расскажет ;)
Ага,значит тема всё же актуальная..
я продолжу...
вот фото "джентельменского набора" которого мне достаточно для ремонта,практически любой из подобных плат,держу я это всё в коробке из под материнской платы,и как приносят плату в ремонт,то открываю это всё,и достаю из...
 

Вложения

  • приспособления.jpg
    приспособления.jpg
    146.7 KB · Просмотры: 130

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Особое внимание обращаю на плату под номером 9 (в кружочке)
эта плата своими проводами с разъёмами подключается к соответствующим клеммам на плату автоматики, (в частности на место электромотора на 220в ,
другим разъёмом подключается на место концевиков)
светодиоды индицируют наличие напряжения на выводах клеммников,
куда должен подключаться электромотор, ипо состоянию светодиодов визуально позволяют оценить , что происходит на выводах двигателя 220вольт, появляется ли там напряжение можно определить состояние реверса.

другая схемка имитирует концевики крайних положений

если на клеммы питания электромотора на основной плате автоматики CAME подать вместо положенных, 220вольт , 4 вольта (о которых писал выше) с моего блока питания,
то тогда переключателем К0 надо поменять положение,чтобы светодиоды работали при таком напряжении.(при 4-х в питания в нагрузке)
тогда плату можно во время подключённого питания,когда она в работе, держать в руках,крутить вертеть не боясь повреждения электрическим током,
при этом реле будут коммутировать не 220 а напряжение 4 вольта на нагрузке,которой являются наши светодиоды.
что для меня лично,очень удобно.
 

Вложения

  • Схема.jpg
    Схема.jpg
    159.4 KB · Просмотры: 77

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
под пунктом 5
на фото изображён "хвостик" на конце которого с одной стороны разъём,а с другой два светодиода.
Это "эквивалент" мотора на 24 вольта,
(для плат автоматики где применяются моторы на 24 вольта)
по свечению светодиодов визуально можно оценить наличие напряжения на клеммах для двигателя (на плате автоматики ),а так же наличие реверса.
 

Вложения

  • схема_24.gif
    схема_24.gif
    6.9 KB · Просмотры: 55

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Для наглядности хочу показать,как это работает,
например,тестирование и ремонт платы ZX80 из "примочек" под номером 7 потенциометр сопротивлением 10 к, он имитирует термодатчик (ручкой регулятора надо подобрать нужное сопротивление)
 

Вложения

  • test_ZX80_1.jpg
    test_ZX80_1.jpg
    184.7 KB · Просмотры: 89

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Я бы вот,что ещё предложил,
бывает такая ситуация,когда приносят плату,а там выгорели дорожки,
ну это ладно,пол беды, стеклотекстолит прогорел под ними в уголь, детали то же самое,особенно если нет электрической схемы, проблема осложняется
восстановить то дорожки можно, вопрос в другом
а как оно раньше было?
шaришься по интернету ищешь картинки плат,и если вид сверху ещё можно как то найти,то вид снизу,практически НЕТ,не реально,
разве что,если есть такая же плата и можно посмотреть, а если она в единственном экземпляре.
с некоторых пор я стал делать такие снимки,
попала плата в хорошем состоянии,делаю фото снизу,сверху,
создал такой каталог,
но возможности мои ограничены тем перечнем плат,которые побывали в моих руках.
а ведь их великое множество,
поэтому,предлагаю всем заинтересованным лицам создать такой"банк" фотографий,
Хотя бы для себя,для начала, потом можно делиться с другими,у кого возникнет подобная проблема,
и тогда при подобной проблеме можно облегчить и себе труд и другим людям помочь
и сократить время на ремонт.
даже не знаю где разместить эти ВСЕ свои фото,(вероятно и у сервера есть ограничения,да и народ не всегда владеет работой с графическими программами и не утруждает себя ужимать файлы до приемлемого качества и размеров,
лично Я готов поделиться тем что у меня есть,но если все монтажники и ремонтники ,будут делать то же самое и делиться этой информацией с коллегами,,то все мы выиграем только от этого и поможем друг другу. - один в поле не воин (с) а вместе ,мы сила..)
для примера и прояснения ситуации,о чём речь выкладываю фото платы ZBX74 ДО.....
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    144.5 KB · Просмотры: 85
  • 2.jpg
    2.jpg
    161.4 KB · Просмотры: 73
  • 5.jpg
    5.jpg
    223 KB · Просмотры: 62
  • 6.jpg
    6.jpg
    207.5 KB · Просмотры: 59
  • 7.jpg
    7.jpg
    196.9 KB · Просмотры: 62

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
далее, все платы которые попадают мне в руки,я фотографирую подобным образом, как на снимках ниже.
 

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
И вот мне попадает в руки плата ZBX 74-78 в хорошем состоянии,и я уже наученный горьким опытом делаю снимки
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    179.5 KB · Просмотры: 84
  • IM000002.JPG
    IM000002.JPG
    376.9 KB · Просмотры: 65
  • IM000003.JPG
    IM000003.JPG
    388.6 KB · Просмотры: 58
  • ZBX_74_78.jpg
    ZBX_74_78.jpg
    156.1 KB · Просмотры: 72
  • ТЕСТ_.jpg
    ТЕСТ_.jpg
    320.7 KB · Просмотры: 85

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
На последнем снимке,красными линиями,как раз намечено,какие "примочки" мои мне надо подключить к этой плате,чтобы её протестировать,
смотрим назад на групповой снимок "примочек" как раз под номером перемычка которая при тестировании ,втыкается в разъём на плату,(она под номером 6 ) перемыкает контакты в разъёме L1T и CT
, с лампочками и так понятно всё,они на 26 вольт у меня,а вот ещё одна кнопка, с нормально замкнутыми контактами,это как правило кнопка "стоп" (она под номером ДВА у меня на том фото)которая тоже должна быть установлена,по условиям монтажа в некоторых платах

ну под номером 1 - это кнопка"старт" особенно предпочитаю тестировать ей в режиме "STEP_BY_STEP"

вроде перечислил всё, ничего не забыл..
впереди имитатор "энкодера" но о нём в следующей серии..))
 

Николай Иванович

Ушёл из жизни... Вечная память!
Регистрация
21 Авг 2010
Сообщения
7,227
Реакции
2,227
Адрес
Азов
А ты не задумывался над тем, чтобы предложить форумчанам свои (уже спаянные) тасязять тестеры? На все системы?
На мой непросвещенный взгляд до 80% воротчиков не имеют углубленных знаний в электронике.
А тутА - ты! как чертик из табакерки. Граждане- товарищи! Налетайте! Два рубля кучка, а в кучке две штучки!
Мне думается, что это (вместо замещения комплектных плат на твои) может принести какой-никакой доход.

Пример:
- в 90-х сопливый мальчонка поехал покорять Америку (то есть пытаться защитить докторскую). Тему взял ...типа, разработка ... (черный ящик для диагностирования ВСЕХ мобильных телефонов).
шЩаЗ ...Имея 15 сотрудников. Кои отправляют свои "черные ящики" всем производителям сотовых телефонов. Во всем мире.
...и никто из производителей и не тужится! создать СВОЙ черный ящик.
- а зачем? ...если УЖЕ разработан! Обкатан!

Вообще-то ты с черного входа зашел к нам.
Обычно - с парадного все. ПостучаМшись. Озвучив себя. Типа, профильное образование. Возраст. Чем занимался.
 

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
А ты не задумывался над тем, чтобы предложить форумчанам свои (уже спаянные) тасязять тестеры? На все системы?
На мой непросвещенный взгляд до 80% воротчиков не имеют углубленных знаний в электронике.
А тутА - ты! как чертик из табакерки. Граждане- товарищи! Налетайте! Два рубля кучка, а в кучке две штучки!
Мне думается, что это (вместо замещения комплектных плат на твои) может принести какой-никакой доход.
Николай Иванович,
Да, Я Задумывался над созданием такого прибора.

То что я выложил - "примочки" эти простые и примитивные.
Я попал в эту тематику автоматики ворот, можно сказать, совершенно случайно. Одна фирма в моём городе, не маленькая, озадачилась проблемами ремонта таких плат. Естественно уровень знаний здесь должен быть выше, чем у монтажников. Ребята пробовали сами, но не получалось у них, через знакомых нашли меня..)
И как-то так вот пересеклись мы с ними, что они ко мне обращаются в трудную минуту.
А прибор я хотел сделать на микроконтроллере и с более богатыми возможностями, чем то о чём писал выше.
Например, была ситуация:плата "глючила" раз в сутки. Приезжают, а она работает, уезжают. Через несколько часов не работает. Они уже до "трясучки" были раздражены, и клиент тоже, переменяли всё, и конденсатор у мотора, и двигатель сам, и концевики..
И я с ними ездил на объект этот. Вот тогда и родилась мысль сделать подобный прибор. Но чтобы его делать надо иметь большой практический опыт, и представлять, с какими ситуациями сталкиваются монтажники, что конкретно для них полезно, а чего делать и не надо..А мысли такие в голове есть, тема тоже интересная, уже есть намётки, задумки.
Ну сделаю я один прибор такой, ну два...
А вот, оно кому надо? Я не в курсе, если честно.
А тратить время на то, что никому не надо тоже не хочется. В мире столько много всего интересного...и всё это хочется попробовать, а вот времени физически, на всё не хватает, текучка заедает.
Поэтому на этом форуме я и не собирался "светиться" если честно,
там в парадную дверь заходить или куда..и цели не было тоже,
просто попалась похожая неисправность, которую описали на этом ресурсе, частично это и мне помогло решить мою проблему, и когда я проблему эту решил, то счёл, что тоже надо поделиться с сообществом.
Потому как в жизни нельзя всё время брать, надо и отдавать,
в противном случае оглянешься однажды, а вокруг тебя никого...
 

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
И так, вернёмся к заголовку темы ...
Остался у нас Энкодер, что это такое? А это такой датчик импульсов , которые формируются при вращении ротора двигателя в качестве элемента, формирующего эти импульсы применён датчик Холла,
принцип работы этого датчика описан в соответствующей литературе, но
кто не сталкивался и не знает, что это такое. Напомню, в нашем случае это чип чувствительный к магнитному полю, магнита, вращающегося вместе с ротором двигателя.
Принцип аналогичен геркону, только у геркона два контакта в стеклянной герметичной колбе, при приближении постоянного магнита контакты замыкаются, при отдалении размыкаются.
Здесь же аналогичная ситуация, только при приближении магнита к корпусу микросхемы датчика Холла (на коричневом проводе относительно зелёного) на выходе получается или "логическая единица", равная +5вольт или ноль равный 0 вольт,
(если проверять работу этого датчика отдельно, напомню что схема его выхода с открытым коллектором, поэтому при тестировании датчика надо включить резистор, порядка 1 Ком между коричневым проводом и белым).

Если часто махать магнитом близко перед корпусом микросхемы на выходе микросхемы получатся импульсы, с частотой махания, (если можно применить такое выражение) а питается эта наша микросхема датчика Холла от +5 вольт (белый провод).
Этот датчик расположен внутри корпуса двигателя на 24 вольта, которым комплектуют такие электроприводы из корпуса двигателя выходят три провода этого датчика, и идут на плату блока автоматики подключаясь к клеммам энкодера (на картинке это видно).
Белый к плюсу (+), зелёный к минусу (- ), а коричневый провод к клемме с обозначением ( "Е")
На фото можно увидеть, как этот клеммник с проводами выглядит .

Когда двигатель находится в работе, ротор вращается, а магнитный элемент (шайба) закреплённая на роторе, вращается вместе с ротором двигателя и своим магнитным полем начинает пересекаться с чувствительным элементом (датчиком Холла) и на выходе энкодера, вырабатываются прямоугольные импульсы поступающие на плату автоматики ворот на вывод с обозначением (Е). Это является сигналом для процессора, что происходит вращение вала двигателя при подаче напряжения на двигатель, что вал не заклинило и двигатель сам не сгорел.
Если импульсы не поступают, на некоторых платах автоматика начинает вести себя таким образом:
после пуска двигатель начинает непродолжительно крутиться туда, обратно, и так три раза потом останавливается, давая этим понять,что что то не в порядки с блоком двигателя.
(надеюсь понятно изложил ?)
Так вот, при проверке платы в отдельности от мотора и тестировании её на работоспособность, (а двигатель не подключен у нас) при отсутствии импульсов от энкодера, иногда плата отказывается полноценно работать,
чтобы её "обмануть", подсунем ей эти импульсы (пусть подавится))) (картинка на осциллографе)
и этой "обманкой" у нас будет являться генератор импульсов с амплитудой 5 вольт, частоту я выбрал около 100Гц, (частота генератора определяется величиной ёмкости конденсатора, поставил, какой был под рукой).
Плата, поняв, что импульсы поступают после включения, должна теперь полноценно функционировать, а мы её в это время будем тестировать...
Долго не думая, я собрал такой генератор по простой схеме на микросхеме с TTL уровнем сигналов (5 вольт) не люблю неоправданно сложных схем, поэтому нам понадобится всего две радиодетали. Это микросхема отечественная 155ЛА3, 555ЛА3, или буржуйский аналог 7400 и один электролитический конденсатор ёмкостью 220мкф с рабочим напряжением не ниже 5 вольт.
Всё! Ах да, ещё три цветных провода, коробочка от сгоревшего стартёра и кусок пробки от вина, чтобы придать конструкции законченный вид.
Если эту штучку подключить к клеммнику энкодера на плате, то она будет работать как энкодер имитируя его импульсы при вращающемся двигателе. А вот если на объекте двигатель ведёт себя странно, как я описал, причина в неисправном энкодере или нет,
можно легко определить, "скормив" плате этот эквивалент энкодера, предварительно отсоединив тот который от двигателя идёт.
Если плата с эквивалентом энкодера стала работать нормально,
значит дело было в энкодере.
Снимаете двигатель, а дальше уж вам решать что делать...
Прилагаю картинки,схемы,
Прошу прощения за качество снимков, ну уж как получилось,
 

Вложения

  • 4.jpg
    4.jpg
    205.7 KB · Просмотры: 77
  • 7400_.jpg
    7400_.jpg
    39.5 KB · Просмотры: 91
  • ENC_1.jpg
    ENC_1.jpg
    40.4 KB · Просмотры: 71
  • o.jpg
    o.jpg
    27.2 KB · Просмотры: 73
  • encoder.jpg
    encoder.jpg
    249.7 KB · Просмотры: 110

MobyDick

Эксперт
Регистрация
15 Ноя 2011
Сообщения
3,838
Реакции
5,637
Адрес
Уфа
На штатно работающей плате возможно. Но мы рассматриваем случаи диагностики, перемычка в этом случае надежнее дипа, ИМХО
 

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Ещё фото одной платы в коллекцию
вот как раз в такой плате были в спешке попутаны ,монтажником, разъёмы питания и энкодера.
 

Вложения

  • ZL56.jpg
    ZL56.jpg
    181.4 KB · Просмотры: 68
  • ZL56_.jpg
    ZL56_.jpg
    197.1 KB · Просмотры: 72

MAG 58

Кулибин
Регистрация
5 Сен 2016
Сообщения
82
Реакции
103
Адрес
Калининград
Сегодня принесли такую же плату как на снимке сверху но уже другую ZL56
снова тестировал ,но проверял с "имитатором энкодера."

принесли с симптомом:
-крутится в одну сторону мотор непродолжительное время,а то и вообще себя странно ведёт,

тут я подключаю все положенные "примочки" вместо двигателя-светодиоды, питание подал на плату,как и положено, а кнопку "старт" подключил между 2, 7 контактами разъёма.
а "имитатор энкодера" в соответствующие гнёзда ("+") , ("Е"), ("-" )
включаю питание
начинаю щёлкать своей кнопкой "старт"подключённой к выводам 2,7
режим Step_by_step всё прекрасно работает, - "как доктор прописал"(с)
но ,стоит отбросить белый провод энкодера из гнезда (это питание его +5в)
ведёт себя так,как описали монтажники,
потом снова сажаю белый провод в разъём на прежнее место,
схема снова прекрасно себя ведёт,как и должна в рабочем режиме.
всё ясно
диагноз:
- неисправен энкодер двигателя....

так что этот "имитатор энкодера" отработал на 5 баллов
полезная штука, а если б они его имели там,на объекте,то и плату таскать бы не пришлось ко мне,
выкладываю сегодняшнее фото тестирования данной платы.
 

Вложения

  • ZL56_TEST.jpg
    ZL56_TEST.jpg
    314.3 KB · Просмотры: 73

Спецтех

Эксперт
Регистрация
11 Окт 2012
Сообщения
3,891
Реакции
2,069
Адрес
Одинцово
А, что вместо движка ставил, светодиоды или что-то помощнее? Чисто СД не несут никакой нагрузки, тест на потребляемую мощность может не пройти.
 
Сверху Снизу